На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Живой рассказ

27 подписчиков

«Объект 825ГТС»: секретная подземная база советских субмарин (12 фото)

В Балаклаве находится подземный объект, о существовании которого в Советском Союзе мало кто знал. Здесь располагалась секретная база для подводных лодок и ядерный арсенал. В документах она значилась как «Объект 825ГТС».

 

ЯДЕРНАЯ УГРОЗА

В августе 1945 года США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Это вынудило СССР приступить к разработке мер по защите своих военных объектов. Необходимость в этом была. В США в то время активно прорабатывали планы по атомной бомбардировке крупных советских военных объектов и более 20 крупнейших городов Советского Союза. К осени 1947 года таких объектов на территории СССР для возможного нанесения атомного удара со стороны США было уже около ста. Для бомбардировки предусматривалось применение 220 атомных бомб.
В марте 1948 года появился меморандум № 7 Совета национальной безопасности США. В этом документе были определены главные цели американской военной политики. Согласно меморандуму, для безопасности США необходимо было уничтожить силы мирового коммунизма во главе с СССР, этого можно было добиться только путем нанесения военного удара. 23 ноября 1948 года был принят меморандум СНБ-20/4, в котором обосновывалось положение, что СССР — это единственная величайшая угроза для США в обозримом будущем. Даже были обозначены конкретные сроки начала военной операции. Согласно документу, война должны была начаться до 1 апреля 1949 года. Потом сроки неоднократно сдвигались.

 
 

Одной из целей ядерного удара США должен был стать Севастополь. Предполагалось, что в случае войны с американской подводной лодки в Средиземном море будет нанесен ракетный удар по югу СССР. Три баллистические ракеты должны были уничтожить базу Черноморского флота.
В ответ на действия США в СССР была принята программа по защите военных и промышленных объектов от применения ядерного оружия. Особое внимание было уделено объектам, расположенным в Севастополе. Необходимо было реконструировать и построить новые подземные сооружения, в которых в случае войны могли разместиться заводы, госпитали, хлебокомбинаты и прочая инфраструктура. На эти цели было выделено около 330 млн рублей (в ценах до 1961 года). В случае ядерного удара под землей могло бы укрыться более половины населения города.

 

ПРОЕКТ

Одним из таких подземных сооружений должна была стать база подводных лодок в Балаклаве. Во время Великой Отечественной войны в Балаклавской бухте находились дизельные подводные лодки. Это место идеально подходило для размещения секретного военного объекта. Пролив защищал его не только от ветров, но и от посторонних глаз. Поручение о строительстве дал лично Сталин.

 

Проект сооружения, разработанный в ленинградском проектном институте «Гранит», был утвержден Советом Министров СССР в 1953 году. Строительство объекта началось в 1954 году и было завершено за восемь лет. Это был дорогостоящий проект. На него было потрачено 67 млн рублей. Под землей должны были располагаться база подводных лодок, завод по их ремонту и ядерный арсенал. Комплекс 1-й категории защиты должен был иметь площадь 15 тыс. кв. м. Площадь всех помещений завода должна была составить более 10 тыс. кв. м. Объект должен был выдержать ударную волну и защитить от радиоактивного заражения при взрыве ядерного боеприпаса мощностью до 100 килотонн. В случае ядерной угрозы под землей могли укрыться 3 тыс. человек. Здесь должен был находиться командный пункт, узел связи, электростанция, топливное хранилище емкостью 9,5 тыс. т, продуктовые и вещевые склады.

 

В 1958 году проект был доработан. Появился еще один подземный объект — ремонтно-техническая база (РТБ). Это был арсенал для хранения и подготовки ядерных боеприпасов («Объект 820»). Комплекс мог существовать автономно. В случае войны все шлюзы должны были закрыться, без связи с внешним миром люди могли жить в нем течение 30 дней. Это был первый проект такого рода в СССР. Его детали все еще остаются секретными.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО

Перед строителями стояла непростая задача. Тоннель необходимо было делать в очень твердой скальной породе. Англичане, которые построили здесь во время Крымской войны первый 100-метровый причал, назвали его Алмазным из-за твердости скального грунта. Скальный грунт горы Таврос состоит из мраморовидного известняка. Он имеет IX категорию твердости (всего их 12). Его невозможно дробить отбойным молотком.
Для строительства был образован специальный горно-строительный отряд. В 1956 году сюда приехали метростроевцы из Москвы, Ленинграда, Харькова, Абакана, Баку. На базе этого отряда было создано строительное управление № 528 (отсюда название самого объекта — перевернутый номер отряда). В строительном управлении работало 370 человек. Работа велась круглые сутки.
Метр за метром строители углублялись в скалу, закладывая взрывчатку. Породу выбирали экскаватором, который грузил ее в вагонетки. Внутренности тоннеля бетонировали. Для этих целей использовали особо прочный цемент марки «М400». Толщина железобетонных стен составляла 1—1,5 м.

 

Общая длина морского канала составила 605 м, глубина — 8 м. Ширина варьировалась от 10 до 24 м. В скале также был построен сухой док длиной 100 м, позднее — завод. Его строительство было завершено в 1961 году. Внутри находится транспортный коридор — потерна — длиной 296 м. Коридор имел закругление определенного радиуса. Сделано это было для гашения ударной взрывной волны. Вход в коридор закрывают огромные противоударные ворота из металла и бетона высотой 4 м, которые выдерживают давление 60 атмосфер. Закрывались они с помощью специального механизма в течение 2 минут.

 

СЕКРЕТНОСТЬ

За тем, чтобы о существовании объекта никто не узнал, тщательно следили. Над входом был построен железобетонный навес, который скрывал его с воздуха. На этом навесе установили муляжи домов и деревьев. Вход и выход были закрыты батопортами и маскировочной сетью. Когда подводная лодка подходила ко входу, маскировочная сеть на время отодвигалась. Из соображений секретности заход лодок происходил только ночью. Субмарина в надводном положении входила в канал, используя электродвигатели.

 

НА СЛУЖБЕ

В 1961 году подземный завод по ремонту подводных лодок стал отдельной воинской единицей. В Балаклаве была сформирована воинская часть 90989. С 1969 года завод стал именоваться спеццехом завода «Металлист». Сам завод располагался в конце Балаклавской бухты. Под землей работало от 170 до 230 человек. Вход в тоннель охраняла группа из 26 человек из ВОХР. В канале могло находиться в зависимости от класса лодки от 7 до 9 субмарин. Всего за весь период эксплуатации объекта на ремонте побывало более 200 подводных лодок.

 

Первые ядерные заряды поступили в арсенал в 1959 году. Мощность ядерного заряда торпеды составляла 20 килотонн, ракеты-торпеды — 30 килотонн. Мощность всех хранившихся здесь зарядов была больше мегатонны.

 

ПОСЛЕ РАЗВАЛА СССР

Последняя лодка побывала здесь на ремонте в 1991 году. В 1992 году воинскую часть № 90989 расформировали, а ядерные боезаряды были вывезены в РФ. Российские подводные лодки покинули Балаклавскую военно-морскую базу в 1995 году. После раздела Черноморского флота комплекс остался без охраны и был разграблен мародерами, которые выносили металл. В 2003 году в подземном комплексе был открыт филиал Центрального музея Вооруженных сил Украины. Сейчас по комплексу проводят экскурсии.




Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх